[::Главная::]
[::Новости::]
[::Гостевая::]
[::Муз. стили::]
[::Музыка::]
[::Ссылки::]
[::Facebook::]
[::вКонтакте::]
[::dc hub::]
[::Soft::]
[::Rus/Eng::]



281-981-315







Cайт радио ANIMA AMORIS | Музыкальные стили

Glitch (Clicks & Cuts)

К концу 90-х годов прошлого века самой «модной» средой создателей электронной музыки стала среда цифровая. Развитие алгоритмов цифрового синтеза звука и появление таких программ как Reaktor и Max/Msp создало новое обширное поле для деятельности. Многие продюсеры пересели с синтезаторов и сэмплеров на ноутбуки, кропотливо собирая в них новую музыку
Основатель проекта Oval Маркус Попп пошел в этом еще дальше, фактически предоставив программам создавать музыку самостоятельно. Первоначальной идеей проекта было создавать музыку, используя проскакивания и зависания на одном месте лазерного диска (каждый наверно знает что подвисший Winamp подчас выдает занятные ритмические вещи). Ребятам из Oval (Маркусу Поппу, Себастьяну Ошатцу и Франку Метцгеру) так понравились своенравные трюки поврежденного диска с джазовым альбомом, взятым ими напрокат в городской библиотеке (дело было в 1990 году), что они решили поставить процесс на поток – сначала пачкали поверхность дисков клейкой лентой, позже стали просто наносить точки фломастером. Таким образом был выпущен первый альбом Systemisch (1994), практически полностью состоящий из звуков альбома Aphex’а Twin'а Selected Ambient Works II.

Процесс изготовления такой музыки был очень трудоемким и не приносил большого удовольствия – бесконечное прослушивание и отбор искаженных, тем или иным способом, треков, а потом собирание всего этого в единую картину – дело весьма нудное. В коллективе начались трения, после которых проект сократился до одного человека – Маркуса Поппа, Ошац и Метцгер покинули группу. Оставшись один, Попп стал разрабатывать программу, которая бы сама имитировала поведение испорченного аудионосителя. Идея была в том, что любая проигрываемая такой программой музыка становилась бы музыкой Oval, программа становилась самостоятельным музыкантом и полномочным представителем саунда Маркуса Поппа. Программа называлась Ovalprocess. К слову сказать, попытка создать “сошедший с ума” проигрыватель вовсе не нова – еще в середине 50-х в США появилось такое явление как “tape music” – музыка изготовляемая путем различных махинации с магнитофонной пленкой - она резались, склеивалась в кольца разного размера, а затем несколько пленок запускалась параллельно с разными скоростями. Хью Ле Кэйн даже соорудил четырехдорожечный мега-аппарат, для создания “пленочной музыки”.

Ovalprocess выглядит на несколько порядков проще, фрагмент интерфейса. Кирпичики представляют из себя аудиофрагменты, их перемещение влево вправо соответствует движению по стереопанораме, вверх-вниз – увеличивает/уменьшает громкость. Серенькие квадратики это примененные эффекты, красные треугольники обозначают начала и конец цикла. Место воспроизведения определяется вертикальными полосками, как видите их несколько, то есть одновременно могут идти несколько совершенно независимых аудио-сюжетов.

Ovalprocess существует и в виде “твердой” версии – она называется Skotodesk и представляет из себя ящик с расположенным внутри компьютером Макинтош и колонками. Skotodesk можно увидеть например в берлинском Sony-центре, где каждый может с его помощью поупражняться в создании музыки Oval.

Новая концепция электронного звукопостроения вызвала большой интерес. Использование необычных цифровых звуков и возведение ошибки в ранг творящей единицы создавало новое обширное пространство для деятельности. Прогрессивный германский лейбл Mille Plateaux начал выпуск сборников под названием “Clicks and Cuts”, на них были представлены артисты передового направления в электронной музыке – Oval, DAT Politics, Pan Sonic, Kid606, Vladislav Delay и многие другие.

Именно по названию этих сборников и стало именоваться новое музыкальное явление, главной идеей которого является построение музыки из Clicks – щелчков, ошибок, артефактов, и Cuts – неожиданных скачков в другое место. По-другому этот жанр называют Glitch, то есть сбой, дефект (хотя некоторые видят разницу между стилями glitch и clicks and cuts).
Сборники Clicks and Cuts сопровождаются комментариями, объясняющими суть этого музыкального направления, пишется об ауре ошибки (ее сравнивают со схожей аурой потрескивания винила, создающего атмосферу хип-хопа), текстурном представлении о ритме, о щелчке, измеряющем пространство и время. На данный момент вышло уже четыре таких сборника – 1.0, 2.0, 3.0 и 4.0.

Ныне использование цифровых звуков и методов clicks and cuts стало повсеместным. Этим занимаются не только экспериментаторы и эксцентрики от электронной музыки, как например Aphex Twin или Autechre, но и представители любых других жанров. Альбом 2001 года Vespertine небезызвестной исландки Бьорк является одним из таких примеров. Этакие поп-clicks and cuts. Щелчки и иррациональные ритмические структуры являются прекрасной подложкой своеобразному вокалу и лирике Бьорк. В одной из композиций был даже использован сэмпл трека Oval "Aero Deck", взятый из их дебютного альбома Systemisch.

В 2001 году произошло еще одно знаменательное событие связанное с digital electronics. Американец Скотт Херрен выпустил на легендарном Warp Records дебютный альбом своего проекта Prefuse 73, ставшего сенсацией в мире хип-хопа. Альбом был склеен из мельчайших фрагментов, причем касалось это не только музыки, но и вокальных партий – дорожки с голосами приглашенных для записи рэпперов были разорваны на кусочки и заново собраны в самых прихотливых сочетаниях.

Glitch влился в мир поп-музыки в наше время, так же как драм-н-бейс и трип-хоп в 90-е. Методы цифровой электроники позволяют позволяют значительно расширить как палитру звуков, так и набор творческих методов для построения композиции. Mille Plateaux не без пафоса говорит о clicks and cuts, как о музыке будущего, музыке третьего тысячелетия. Как бы-то ни было, цифровая электроника несет в себе много интересного и потому привлекает к себе множество людей, которым небезразлично будущее электронной музыки, да и всей музыки в целом.

По мере того, как компьютерная музыка медленно вытесняла традиционный аналоговый подход к созданию музыки в стиле Electronica, палитра возможных звуков вскоре приобрела огромные размеры, - а это стало причиной появления стилей clicks + cuts в конце 90-х годов. Ни один музыкант больше не ограничивался последовательной партией барабанов, синтезаторов и сэмплами, а использовал все вообразимые звуки, включая сверхъестественные цифровые навороты. Такая цифровая возможность быстро нашла применение среди молодого поколения и позволила им создавать целый альбомы в домашних условиях, используя только компьютер и нужное программное обеспечение. Когда в начале 90-х годов аналоговые «пионеры», такие как Aphex Twin и Autechre предвидели быстрое развитие стиля Electronica, а другая немногочисленная группа «пионеров» во главе с Robert Hood и Basic Channel параллельно отказывалась от элементов Electronica, которые стали бесцветными клише, - началась вторая волна компьютерной музыки, использовавшая программное обеспечение для создания сложных композиций, похожих на творчество этих старых мастеров. Сначала это направление возглавил идеолог немецкого Techno Achim Szepanski и его группа звукозаписывающих компаний — Force Inc, Mille Plateaux, Force Tracks, Ritornell . Эта взаимосвязанная компания экспериментальных музыкантов, создававших интеллектуальные гибриды из Experimental Techno, minimalism, Digital collage и noise Glitches, вскоре превратилась в целое общество. Хотя такие музыканты, как Oval, Pole и Vladislav Delay, изначально выделялись критиками из общего потока людей, но эпический сборник Mille Plateaux Clicks_+_Cuts впервые определил это движение андеграунда, покорившее не только большое число музыкантов, но и имеющее широкий спектр различных подходов. Музыканты, вошедшие в этот сборник, наряду с небольшой группой visionary исполнителей из продвинутого в компьютерном смысле San Francisco/Silicon Valley (Силиконовой Долины) в California (студия Cytrax), вскоре стали лидерами другого движения Electronica. Затем направление clicks + cuts стало поддаваться влиянию существующих жанров, что в конце вылилось в бесконечные варианты музыки, такие как click-driven House от MRI и Glitch ремикс N.W.A.'s "Straight Outta Compton." от Kid-606.